THE TAIMA MANDALA
ТАЙМА МАНДАЛА

Перевод с сайта "Jodo Mandala"

Amitabha page

ВВЕДЕНИЕ

Тайма-мандала является самой старой и наиболее известной среди трёх мандал буддизма Чистой Земли. Тайма-мандала связана с "Сутрой созерцания Будды Бесконечной жизни" (Amitayurdhyana Sutra) и наглядно показывает сцены, описанные в сутре. Согласно традиции, Тюдзё-но-Цубонэ, дочь благородного Ёкохагино Дайнагона, после смерти матери обратилась к учению о Чистой Земле и приняла решение возродиться в ней. В 763 году в монастыре Тайма-дэра она приняла монашеский постриг под именем Хонё. Однажды во время семидневной медитации на Будду Амитабху перед Хонё появилась неизвестная монахиня и велела ей собрать сто повозок, нагруженных лотосами. Когда Хонё с помощью своего отца выполнила задание, монахиня появилась снова, сплела лотосы в нить и окрасила её в пять буддийских цветов. Затем появилась другая монахиня и соткала из окрашенной нити мандалу Чистой Земли. Хонё крайне возрадовалась, увидев всё это, и спросила имена монахинь. Оказалось, что первая монахиня была воплощением Будды Амитабхи, а вторая - Бодхисаттвы Авалокитешвары. После этого случая Хонё старательно созерцала сотканную мандалу и обрела рождение в Чистой Земле.

[Полное изображение]

Структурная схема мандалы

[B]

[A]

[C]

[D]

Расположение четырёх секций соответствует комментарию Шань Дао на "Сутру созерцания Будды Бесконечной Жизни".
[A] Центральная часть изображения показывает Чистую Землю и её чудесные проявления.
[B] Панель с левой стороны содержит одиннадцать изображений, поясняющих обстоятельства произнесения данной сутры. Изображения снизу вверх показывают, как Девадатта завоевал доверие принца Аджаташатру, как его отец правитель Бимбисара был заключён в темницу, а его супруга Вайдехи заперта в комнате, как она была избавлена от страданий благодаря проповеди Будды и т. д.
[C] Панель с правой стороны содержит тринадцать сцен, расположенных сверху вниз. Данная панель показывает ступени медитативного созерцания, описанные в сутре, начиная с созерцания заходящего солнца и вплоть до созерцания Будды Амитабхи и двух сопровождающих его бодхисаттв.
[D] Нижняя панель показывает, справа налево, девять разрядов существ, возрождающихся в Чистой Земле. В центре этой секции описывается история Тайма-мандалы

(A) Центральная секция - чудесные проявления Чистой Земли


11 Дворцы



6 Проповедь Амитабхи
3 Встреча с Амитабхой
13 небо
12 превращения света
9 внутренний двор
8 три святых
7 платформа

4 озеро

1 танец радости

10 Дворцы



5 Проповедь Амитабхи
2 Встреча с Амитабхой

[1]Внизу этой секции показан танец радости, когда старые обитатели Чистой Земли, встретив вновь возродившихся там, ещё не одетых, танцуют и музицируют, выражая почтение Будде Амитабхе. (2,3) Рождённые в Чистой земле впервые встречают Будду Амитабху и приветствуют его. (4) В пруду растут цветы лотоса, в которых рождаются верующие различных разрядов, и среди них плавают две ярко раскрашенных судна, управляемые вновь рождёнными. (5,6) На другой стороне пруда растёт богато украшенное дерево, под которыми Амитабха проповедует Дхарму обитателям Чистой Земли. (7) На платформе перед Амитабхой сидят двое вновь рождённых, принадлежащих к высшему разряду высшего уровня; сопровождаемые двумя бодхисаттвами, они получают аудиенцию у Будду Амитабхи. (8) Общее изображение Трёх святых. Амитабха сидит со скрещенными ногами под чудесным балдахином. Его пальцы образуют мудру проповеди Дхармы (dharma - cakra - pravartana). Амитабху сопровождают Бодхисаттва Авалокитешвара слева и Бодхисаттва Махастханапрапта справа, каждому их которых прислуживают множество бодхисаттв. (9) Позади Трёх Святых расположен внутренний двор , окружённый дворцовыми постройками. (10, 11) По обеим сторонам центральной части расположены драгоценные дворцы , в которых стоят или сидят воплощённые тела Будды Амитабхи, сопровождаемые бодхисаттвами. (12) Чистая земля вся залита ярким несравненным светом. Особенно восхитительны трансформации света, исходящие от головы Амитабхи; прекрасные лучи образуют призрачные пагоды и находящихся в них буддийских святых. (13) Небо вверху наполнено чудесными явлениями: парящими в воздухе музыкальными инструментами, летящими птицами, обитателями других земель будд, прибывшими почтить будд и бодхисаттв и т. д. Небо окрашено в три главных цвета: жёлтый внизу, белый в центре и сине-зелёный вверху.


[B] Вводная часть

[1]На верхнем клейме показан гора пик Коршуна в окрестностях города Раджагрихи, столицы государства Магадха, где и была произнесена "Сутра Созерцания Будды Бесконечной Жизни". Будда Шакьямуни обитал на этой горе вместе с 1250 монахами и 32 000 бодхисаттв. Четыре клейма снизу описывают злоключения Бимбисары, правителя Магадхи. (2) Сначала Девадатта показывает владение сверхъестественными силами , для того чтобы завоевать доверие наследного принца Аджаташатру. Затем Девадатта рассказывает Аджаташатру о том, что правитель Бимбисара пытался убить принца вскоре после рождения. (3) Разгневанный принц захватывает правителя, заключает его в тюрьму и ставит охрану у дверей. (4) Правительница Вайдехи, супруга Бимбисары и мать наследного принца, покрывает своё тело мазью из мёда и сливок, смешанных с рисовой мукой, прячет сосуд с виноградным соком среди своих драгоценностей и регулярно преподносит это опальному правителю. (5) Будда, в ответ на просьбу Бимбисары, каждый день посылает к правителю двух своих учеников, Махамаудгальяяну и Пурну, для проповеди Дхармы. (6) Однажды Аджаташатру посещает тюрьму и видит, что его отец всё ещё жив. (7) Принц взбешён вмешательством матери и пытается убить её, однако министры останавливают его. (8) Тогда Вайдехи заключают под стражу во внутренних покоях дворца; убитая горем, она умоляет Будду о помощи и тот посылает к ней своих учеников, Махамаудгальяяну и Ананду. (9) Вскоре сам Будда в сопровождении учеников и многочисленных богов посещает Вайдехи. Увидев Будду, Вайдехи простирается на землю и умоляет Просветлённого показать землю, где нет горя и страданий, и в которой она могла бы обрести новое рождение. (10) Для того, что бы Вайдехи могла выбрать желаемое место, Просветлённый показывает ей все земли Будд десяти направлений , и она выбирает Чистую Землю Будды Амитабхи. (11) Затем Будда Шакьямуни проповедует Ананде метод визуализации Чистой Земли для спасения людей всех будущих поколений.


[C] Секция медитативного сосредоточения

В этой секции сверху вниз изображены тринадцать ступеней созерцания. (1) Созерцание заходящего солнца: сидя в подобающей позе, лицом к западу, созерцать заходящее солнце и фиксировать на нём своё внимание до тех пор, пока образ солнца не будет ясно виден, всё равно, с закрытыми или открытыми глазами. (2) Созерцание воды: представить, что вся область запада заполняется водой, затем вода превращается в лёд, а лёд в ляпис-лазурь. (3) Созерцание почвы. Почва Чистой Земли состоит из ляпис-лазури. Снизу она поддерживается колоннами, украшенными драгоценностями, которые испускают тысячи лучей света. (4) Созерцание драгоценных деревьев: следует визуализовать деревья высотой восемь тысяч йоджан, листья и цветы которых состоят из семи видов драгоценностей. Деревья покрыты жемчужными сетями. (5) Созерцание озёр: В Чистой Земле расположены восемь озёр; вода каждого озера состоит из семи жидких и текучих драгоценностей. Имея своим источником драгоценность чинтамани, исполняющую желания, эта вода разделяется на четырнадцать потоков, каждый поток состоит из драгоценностей семи видов; стены каналов сделаны из золота, дно устелено песком из разноцветных бриллиантов. (6) Созерцание драгоценных дворцов. В каждой части Чистой Земли находятся пять миллиардов драгоценных дворцов. В каждом дворце бесчисленные боги исполняют музыку на небесных музыкальных инструментах. (7) Созерцание лотосового трона. Следует визуализировать образ цветка лотоса и представить все его восемьдесят четыре тысячи лепестков, украшенных бесчисленными драгоценностями. Пьедестал трона сделан из драгоценностей-мани и украшен восемью тысячами алмазов и т. д. На пьедестале стоят четыре колонны, каждая величиной превосходит тысячу миллионов коти гор Сумеру. Колонны поддерживают драгоценный балдахин. (8) Созерцание образа Амитабхи и двух бодхисаттв. Следует визуализировать образ Амитабхи, цветом золотого песка из реки Джамбу, сидящего на лотосовом троне. Затем следует визуализировать образы двух бодхисаттв, сопровождающих Будду Амитабху. (9) Созерцание истинного тела Будды. Следует визуализировать физические характеристики Будды Амитабхи и его свет. Его тело огромной величины сияет, как бесконечное число золотых самородков. Его глаза широки, как четыре великих океана, ореол над его головой равен сотням коти вселенных. В его ореоле обитают бесчисленные магически созданные Будды. (10) Созерцание Бодхисаттвы Авалокитешвары (Каннон). Величина тела бодхисаттвы также огромна, в его ореоле радиусом сотни тысяч йоджан обитают пятьсот магически сотворённых Будд. В лучах света, исходящих из тела этого бодхисаттвы, видны страдающие существа пяти областей сансары. В небесной короне этого бодхисаттвы находится магически сотворённое тело Будды Амитабхи высотой двадцать пять йоджан. (11) Созерцание Бодхисаттвы Махастхамы (Сэйси). Телесные знаки, рост и размеры Бодхисаттвы Махастхамы в точности равны подобным у Бодхисаттвы Авалокитешвары. Свечение его тела распространяется по всем землям всех десяти направлений. Тот, кто увидит хотя бы один луч света, испускаемый единственным корнем волоса этого Бодхисаттвы, увидит всех бесчисленных Будд десяти направлений и их удивительный чистый свет. (12) Созерцание себя самого, возрождённого в Чистой Земле. Далее следует формировать такой образ: сидя в цветке лотоса со скрещенными ногами, вы рождаетесь в Чистой Земле. Вы должны увидеть цветок лотоса целиком, и затем увидеть, как этот цветок распускается. Ваши глаза раскроются и вы увидите воду, птиц, деревья, Будд и Бодхисаттв, наполняющих всё небо; вы услышите звуки воды и деревьев, пение птиц и голоса множества Будд, проповедующих непревзойдённую Дхарму в соответствии с двенадцатью разделами учения. Это созерцание называется полным созерцанием Чистой Земли. (13) Созерцание образов Будды Амитабхи и двух бодхисаттв. Следует представить образ Будды Амитабхи, высотой в шестнадцать локтей, и сопровождающих его бодхисаттв. Истинные размеры тела Будды Бесконечной Жизни беспредельны и не могут быть охвачены обычным разумом. Однако силой прежнего обета этого Татхагаты тот, кто пытается увидеть его, непременно достигнет своей цели.

[D] Разряды ищущих возрождения в Чистой Земле.

(Справа налево) [1]Высшая форма высшей ступени К этому разряду относятся те, кто обладает состраданием, не причиняет никому вреда и соблюдает все наставления Будды; изучает и декламирует Вайпулья сутры (сутры Махаяны); практикует шестеричное памятование. Они наверняка будут рождёны в этой стране. Татхагата Амитабха вместе с Бодхисаттвами Авалокитешварой и Махастхамой, бесчисленными сотворёнными Буддами, великим собранием сотен тысяч Бхикшу и Шраваков, вместе с бесчисленными богами встретят его там. Вновь рождённый увидит тело Будды и его телесные знаки в полном совершенстве, также как совершенные формы и знаки всех Бодхисаттв. (2) Средняя форма высшей ступени. Те, кто относится к средней форме высшей ступени, не изучали Вайпулья Сутры, но полностью понимали их значение. Они глубоко верили в причины и следствия и не клеветали на учение Махаяны. После смерти они со скоростью мысли родится в Чистой Земле в цветке лотоса посреди драгоценных озёр. Спустя одну ночь цветок распустится. Будда и Бодхисаттвы испустят алмазные лучи, освещающие тело возродившегося, его глаза откроются и будут ясно видеть. На своём удивительном сидении он услышит множество голосов, провозглашающих глубокую истину высшего значения.. Через семь дней он достигнет ступени невозвращающегося (анагамин). После этого вновь рождённый обретёт способность летать, посетит всех Будд десяти направлений и получит предсказания о своей судьбе (т. е. о том, что в будущем он также станет Буддой). (3) Низшая форма высшей ступени Это существа, которые верили в принципы причины и следствия и не клеветали на учение Махаяны, однако они только породили непревзойдённую мысль о просветлении. Когда поклоняющийся этого разряда будет близок к смерти, Будда Амитаюс вместе с Бодхисаттвами Авалокитешварой и Махастхамой придут приветствовать его. Они поднесут ему золотой цветок лотоса, из которого появятся пятьсот магически сотворённых Будд. Эти пятьсот сотворённых Будд все вместе протянут свои руки и восхвалят его, говоря: «Ученик Дхармы! Ныне ты породил непревзойдённую мысль о просветлении и поэтому мы сегодня пришли встретить тебя.». Сидя в цветке лотоса, умирающий последует за Почитаемым В Мирах, и будет рождён среди драгоценных озёр. Через один день и одну ночь цветок лотоса раскроется и возрождённый обретёт способность видеть ясно. Через три малые кальпы он обретёт чистое понимание Дхармы и будет обитать в стадии Радости. (4) Высшая форма средней ступени. Это те существа, кто соблюдал пять обетов или восемь обетов, кто не совершал пяти смертных грехов, не приносил вреда живым существам. Обладая такими добродетелями, они примут обет и будут искать рождения в Чистой Земле. Когда такой человек будет близок к смерти, Будда Амитабха, окружённый свитой монахов, появится перед ним и осветит умирающего золотым светом. Они проповедует ему Дхарму страдания, пустоты, непостоянства и отсутствия «Я». Преклонив колени и сложив руки, верующий поклонится Будде, и, прежде чем поднимет голову, уже будет рождён в Чистой Земле. Вскоре цветок лотоса распуститься, вновь прибывший услышит множество голосов, прославляющих Четыре Благородные Истины. Он немедленно обретёт плод Архатства, троичное знание, шесть сверхъестественных способностей, и завершит восьмеричное освобождение. (5) Средняя форма средней ступени. Те, кто будет рождён в средней форме средней ступени, - это те, кто в течении одного дня и одной ночи соблюдал безо всяких упущений или восемь обетов, или обеты послушника, или совершенные моральные предписания. Обладая такими добродетелями, они примут обеты и будут искать рождения в Чистой Земле. Когда тот, кто соблюдал такую практику, будет близок к смерти, он увидит в лучах света Будду Амитаюса и его свиту с драгоценными цветками лотоса в руках. После этого верующий будет рождён в Чистой Земле среди драгоценных озёр.Через семь дней цветок лотоса распустится, вновь прибывший раскроет глаза и воздаст хвалу Почитаемому В Мирах. Он услышит проповедь Дхармы и немедленно обретёт плод Вхождения В Поток. В течении половины малой кальпы он обретёт плод Архатства. [6] Низшая форма средней ступени. Это сыновья и дочери благородных семей, почитающие своих родителей и поддерживающие их, практикующие щедрость и сострадание в мире. В конце своей жизни они встретят хорошего и знающего учителя, который подробно опишет им состояние счастья в Стране Будды Амитабхи, и также разъяснит сорок восемь обетов монаха Дхармакары. Как только этот человек услышит всё это, его жизненный срок подойдёт к концу. Через краткий промежуток он будет рождён в Чистой Земле в западном направлении. Через семь дней он встретит Бодхисаттв Авалокитешвару и Махастхаму, услышит от них проповедь Дхармы и обретёт плод Вхождения В Поток. В течении малой кальпы он обретёт плод Архатства. [7] Высшая форма низшей ступени. Это те существа, которые совершили миллиарды недобрых дел, но никогда не клеветали на учение Махаяны. Хотя они сделали много зла и никогда не раскаивались в этом, всё же в конце жизни они встретят хорошего и знающего учителя, который объяснит им двенадцать разделов Сутр и их названия. Вследствие слушания имён этих благих сутр они будут освобождены от последствий неблагих деяний, совершённых на протяжении пятисот миллионов кальп рождений и смертей. Мудрый учитель также научит их складывать руки и произносить слова «Слава Будде Бесконечной Жизни!» (скр. «Намо Амитабхая Буддхая», яп. «Наму Амида Буцу»). Путём произнесения имени Будды Амитабхиа они освободятся от последствий неблагих дел, совершённых на протяжении бесчисленных миллионов кальп. Вслед за тем Будда Бесконечной Жизни пошлёт к такому человеку магически сотворённых Будду и двух Бодхисаттв. Вскоре он умрёт и в цветке лотоса он будет перенесён в Чистой Земле. Через семь недель цветок лотоса раскроется и Авалокитешвара, Бодхисаттва Великого Сострадания, и Бодхисаттва Махастхама испустят великий свет и появятся перед вновь прибывшим, проповедуя глубочайшее значение двенадцати разделов Сутр. Услышав эти слова, он поверит и поймёт их и породит непревзойдённую мысль о просветлении. В течении десяти малых кальп он обретёт знание многих разрядов явлений и вступит в первую «Радостную» ступень Бодхисаттвы. [8] Средняя форма низшей ступени. Эти существа нарушали пять и восемь обетов, все совершенные моральные предписания, крали вещи, принадлежащие общине или отдельным монахам и неверно проповедовали Дхарму. Из-за своей порочности они неизбежно должны попасть в ад. Однако когда такой человек будет близок к смерти и адский огонь уже окружит его со всех сторон, он всё же встретит хорошего и знающего учителя, который из великого сострадания проповедует умирающему десять сил и непревзойдённую добродетель Будды Амитаюса. Он прославит духовную силу и свет Будды Бесконечной жизни и разъяснит значение моральных обетов, сосредоточение, мудрость, освобождение и совершенное знание, сопровождающее освобождение. Когда умирающий услышит такие слова, он освободится от последствий неблагих дел, совершённых в течении восьмисот миллионов кальп. Жестокое пламя ада превратится в прохладный ветерок, раскачивающий небесные цветы. Магически сотворённые Будды и Бодхисаттвы, находящиеся на верхушках цветов, приветствуют этого человека. Через мгновение он будет рождён в цветке лотоса среди драгоценных озёр Чистой Земли. Пройдёт шесть кальп, прежде чем цветок лотоса раскроется. Бодхисаттвы Авалокитешвара и Махастхама ободрят и утешат вновь прибывшего и проповедуют ему глубочайшее значение Сутр Махаяны. Услышав эту Дхарму, он немедленно породит непревзойдённую мысль о просветлении. [9] Низшая форма низшей ступени. Это те существа, которые совершали пять смертных грехов и десять преступлений, были враждебны ко всем живым существам. Из-за своей порочности они неизбежно должны попасть в ад и провести там бесчисленные кальпы, прежде чем последствия их злых дел будут исчерпаны. Все же когда такой человек будет близок к смерти, он встретит хорошего и знающего учителя, который утешит и ободрит его проповедью Дхармы и обучит его памятованию о Будде. Если же умирающий не сможет сделать этого, учитель скажет ему: «Даже если вы не можете упражняться в памятовании о Будде, вы можете, по крайней мере, произносить имя Будды Амитаюса». С предельным напряжением сил умирающий должен десять раз повторить: «Слава Будде Бесконечной Жизни!». Каждое произнесение имени Будды Амитаюса избавит его от последствий неблагих дел, совершённых в течении восьми миллионов кальп. Перед смертью он увидит золотой цветок лотоса, подобный золотому диску солнца. Через краткий момент он будет рождён в Чистой Земле. Пройдёт двенадцать великих кальп, прежде чем цветок лотоса раскроется. Бодхисаттвы Авалокитешвара и Махастхама проповедуют ему истинную природу реальности. Услышав эту Дхарму, вновь прибывший возрадуется и породит непревзойдённую мысль о просветлении.


© A. Gunsky, 1999

Amitabha page

Сайт создан в системе uCoz